ЧАСТЬ III
1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. 1-й ПИОНЕРСКИЙ ОТРЯД
Это был старый большевик, участник революционного движения, при царизме сосланный в Сибирь на каторгу. Этот человек и подал идею создания пионерской организации. Он говорил, что пионеры – это молодые помощники комсомольцев, это будущая смена старой гвардии.
Пионерское движение только-только зарождалось в стране, и в деревне еще не знали – что это такое, кто такие пионеры, как их организовать, в чем смысл. Ведь времена были тяжелые, на окраинах страны шли бои с остатками банд интервентов, белогвардейцев, басмачей. Еще много где вспыхивали восстания кулаков, организованные в мелкие банды, которые были не довольны Советской властью.
Они физически уничтожали лучших активистов, учителей, комсомольцев и коммунистов. Убивали из-за угла, стреляли в спины. Тем не менее, разрушенное первой мировой и гражданской войнами огромное хозяйство огромной страны постепенно восстанавливалось. Заработали фабрики и заводы, специалистов для которых готовили ремесленные училища. На селе мало-помалу восстанавливалось сельское хозяйство. Ведь стране нужен был хлеб, молоко, мясо, чтобы не было голода.
Молодая советская страна нуждалась в грамотных специалистах, поэтому дети простых рабочих и крестьян должны обучаться грамоте в школах. Самые первые и основные задачи комсомольцев двадцатых годов – помогать коммунистам налаживать новую жизнь в селе, бороться за увеличение посевов, поголовья скота, вести разъяснительную работу среди крестьян, чтобы их дети ходили в школу и получали знания, вести просветительную работу среди населения против кулацко-поповской агитации, которые были против обучения детей в школах.
Они говорили, что отцы и деды были неграмотными, но умели работать и имели хлеб насущный, поэтому не надо детей загонять в школы, их надо готовить к физическому труду. В тот год пионерская организация не была создана. Слишком консервативны были настроения простых людей, они с опаской и недоверием относились ко всем новшествам. Вести просветительскую работу было практически некому.
В школе был один учитель Тихомиров Михаил Васильевич и несколько человек комсомольцев, не более десятка, и те из батраков. Днем им приходилось много работать в хозяйствах своих хозяев. Вечерами комсомольцы собирались у кого-нибудь дома, или в школе и читали все, что попадалось под руки: газеты, журналы и книги. Читать умели все, но не все могли писать.
Тихомиров помогал комсомольцам осваивать письмо, и не только. Он передавал свои знания, рассказывая молодежи историю, географию, литературу в вольном изложении. Днем он обучал грамоте ребятишек. При этом в школе практически не было никаких учебников; старые истрепанные учебники берегли, как зеницу ока… Не было бумаги, карандашей, ручек, перьев, мела. Писали углем. Не было керосина, чтобы растопить печку. В холодные дни сидели возле печки, грелись, но никто не бросал учебу.
Завет В.И. Ленина – учиться, учиться и учиться – воплощался в жизнь, невзирая на трудности. И молодежь хотела учиться и стремилась к знаниям. В 1922 году волкомом ВКП/б и комсомолом Миронов И.И., в числе еще нескольких комсомольцев, был послан учиться в педтехникум в г. Барнаул. Там он подробнее узнал о пионерских организациях. Тогда и зародилась у него мечта создать среди сельских ребят пионерскую организацию.
В 1925 году он вернулся в Новошипуново уже в качестве учителя. В летнее время обычным игровым местом для деревенской ребятни была гора за Гусишкой. Иван Иванович решил использовать этот момент для разговора с детьми. Он подошел к ним, и сначала поиграл с ними в мяч. А когда веселые и разгоряченные азартной игрой расселись кружком, чтобы отдохнуть, Миронов стал рассказывать ребятам о пионерах, и чем они занимаются.
Ребята с интересом и вниманием слушали своего учителя. К тому же, он принес собой несколько брошюр и газет с заметками о пионерах, и стал читать вслух. Прочитал также Законы и обычаи пионеров. Всем, кто был в тот день на горе, понравилась идея создания пионерского отряда. Они пожелали стать пионерами, и быть полезными старшим товарищам – комсомольцам.
Первыми пионерами в Новошипуново стали сыновья учителя Тихомирова – Петр и Виктор, Зайцев Гриша, Шипунов Георгий, Качесов Степан и его сестра Таня, Шестаков, и еще четверо ребят, фамилии которых И.И. Миронов запамятовал, о чем и пишет в своих воспоминаниях. Миронов попросил первых пионеров, записавшихся в отряд, рассказывать другим ребятам о пионерах, кто они такие и чем будут заниматься. Дня через три в отряд записались еще трое: две сестры Сыркины, и их родственница.
В воскресенье организовали первое собрание пионеров. Его провели на горе, где собирались дети для игр. Пришли не только записавшиеся пионеры, но и другие ребята. Собралось около тридцати человек девочек и мальчиков, все они были учащимися школы разного возраста - от 6-ти до 15-ти лет.
Девочки поначалу сторонились, стеснялись, боялись участвовать в играх. Мало-помалу они осмелели, и влились в компанию резвящихся детей. Миронов рассказывал и показывал новые игры, которым сам научился в период учебы. Во время отдыха читали книжки, пели песни, ребята задавали разные вопросы и очень внимательно слушали ответы учителя. Еще несколько человек записались в отряд. Так летом 1925 года в селе Новошипуново был организован первый пионерский отряд, о чем было сообщено в райком комсомола.
Комсомольцы с радостью поддержали создание пионерской организации на селе. Следующий сбор пионерского отряда провели в школе, на котором был составлен первый план работы отряда. Поскольку в будние дни ребята учились и помогали дома родителям в хозяйстве, решили собираться каждое воскресенье с утра, чтобы обсудить проделанную работу и наметить новый план на неделю.
Зачастую собирались на воздухе у школы, но иногда собрания проводили в избе-читальне, которая располагалась возле школы в бывшем поповском доме. Со временем, им разрешили устроить пионерскую комнату в еще недостроенном школьном двухэтажном здании. Пионерскую комнату украсили лозунгами и плакатами, которые получили из райкома, а так же сами писали и рисовали. Сами, от руки, написали Законы и обычаи юных пионеров, и повесили на самом видном месте.
При встрече, пионеры приветствовали друг друга, отдавая салют. Законы, обычаи и правила пионеров ребята изучали и соблюдали. Ко всему прочему, пионеры завели особый пионерский дневник, в котором записывали все свои дела: кто, когда и чем занимается. И еще сделали отдельную тетрадь «Добрые дела пионеров села Новошипуново».
Если кто-то кому-то помог, например, помог больному соседу, присмотрел за ребенком, разнял дерущихся, ухаживал за больным, помог чужой бабульке загнать скотину и так далее – все это тщательно записывалось с указанием даты, времени и фамилии пионера, который сделал доброе дело. На очередном собрании все эти дела зачитывались вслух перед всеми, и ни разу не было так, чтобы кто-то написал неправду, за этим пионеры сами следили.
Отряд разделили на звенья по 5 человек, и выбирали старшего звена, которых называли звеньевыми. Звеньевые составляли совет отряда, к которому был прикреплен кто-либо из комсомольцев и учителей. Учителя редко посещали совет отряда, так как сами были загружены своей и общественной работой.
Небольшая библиотека в пионерской комнате постепенно пополнялась новыми книгами, брошюрами. Их собирали по домам, покупали, а также присылали из райкома комсомола. Первое пионерское знамя из кумача так же сделали своими руками; на нем нарисовали пионерский значок – пламя костра, и сделали надпись: «Отряд пионеров села Новошипуново».
Практически все пионеры постоянно носили галстуки, которые шили им матери или старшие сестры. Значков тогда еще никто не имел. Пионерский отряд имел барабан, и первым барабанщиком был Петр Тихомиров. Всякий раз, боем барабана он собирал пионеров на сходку к школе, избе-читальне, или в другое место. Были разработаны разные сигналы, которые означали или тревогу, когда требовалась срочная помощь, или созывал весь отряд на собрание, или отдельно звеньевых.
2. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. 1-й ПИОНЕРСКИЙ ОТРЯД. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Особенно привлекает внимание то, как ребята проводили время летних каникул. Они умели совмещать как приятное, так и полезное. Главным атрибутом летнего времени для них стали обыкновенные вылазки на природу. Походы совершались, практически, каждое воскресенье, если тому способствовала погода. Чаще всего, пионеры ходили на речку Выдриху, где устраивали весёлые и интересные игры.
Матери, или старшие сестры шили пионерам заплечные мешки из разных тканей, или из простых мешков. С собой брали обычную крестьянскую еду: кусок хлеба, лук, соль, яйца, сало, картошку, в общем, все, что они могли позволить себе взять из дома. Перед походом пионеры, и все желающие ребята, собирались у школы, где выстраивались на линейку.
Сначала они делали общую физзарядку, которую очень любили. После чего, председатель совета или секретарь зачитывал план похода, и выносил на обсуждения каждый пункт. Ребята имели право изменить какой-то пункт, или дополняли план новыми предложениями. После утверждения плана пионеры забирали свои мешки, выстраивались в колонну по двое, впереди вставали знаменосец и барабанщик, и под звук барабана с песнями, шли стройной колонной к намеченному месту.
Пионеры всегда и всюду носили пионерские галстуки, очень гордились этим атрибутом, и выгодно отличались от остальных ребят. Особой гордостью считалось у пионеров быть знаменосцем. Нести знамя поручалось самому активному пионеру, который за неделю сделал больше всего хороших дел.
Самым любимым и притягательным местом для похода было местечко под горой Назарова Шляпа на берегу реки Выдрихи, там, где раньше существовал кожевенный завод купца Сыркина. Место было красивое. По берегам Выдрихи росли заросли таких кустарников, как черемуха, калина, крушина. Заросли тальника подходили близко к воде, и часть нижних веток опускались в воду, образуя красивейшие речные заводи.
Зеленое разнотравье с множеством различных полевых цветов благоухало тонким букетом умопомрачительных запахов, на который слетались пчелы в поисках нектара, и другие насекомые. Хрустально-чистый воздух насыщал легкие кислородом, завершая благоуханную картину первозданного вида родной природы.
На берегу реки, выбрав место для лагеря, делали из веток навес, складывали туда мешки с продуктами, затем собирали различные высохшие ветки и засохшие коровяки для костра, тем самым очищая место от разного природного мусора. На костре кипятили чай, пекли картошку. После еды купались в речке, загорали. Затем выполняли каждый пункт по намеченному плану: собирали лекарственные травы, мать-и-мачеху, тысячелистник, заготавливали кору крушины, на горе рвали полевой лук, который в народе называли вшивиком.
Много времени ребята уделяли групповым играм, и самая любимая игра у них была «Борьба за знамя». И.И. Миронов в своих воспоминаниях подробно делится правилами этой игры. Думаю, что современным ребятишкам, ведущим пассивный образ жизни, уткнувшись в мониторы компьютеров и гаджетов, было бы полезно узнать, как играли в свое время их предки. Вот что рассказывает Иван Иванович по этому поводу:
- «Пионеры и все желающие делились на два отряда, каждый отряд имел значок-знамя-кусок материи, прикрепленный к палке. Чтобы отличать «своих от чужих», участники одного отряда перевязывали правые руки тряпочками, или просто засучивали рукав на одной руке. Определялась территория одного отряда и другого.
Каждый отряд прятал на своей территории свой значок-знамя. И задача каждого отряда была найти значок у противника, по возможности унести на территорию своего отряда, а если нельзя было одним справиться, то сообщали командиру своего отряда, где находится значок у противника. Тогда весь отряд старался незаметно унести значок противника и пленить охрану значка, или же даже своим количеством пленить весь отряд постепенно».
Вспотевшие, после азартной беготни в поисках чужого знамени, радостные от победы, после окончания игры ребята купались в речке, затем доедали остатки еды, и садились в кружок обсудить достижения и промахи. Доставалось тем, кто сплоховал в игре, или сделал грубые ошибки, которые позволили другому отряду найти их знамя. Хвалили лучших, обсуждали тактику и стратегию, примененные ими в игре. Отдохнувшие и веселые, под звуки барабана и с песнями, ребята возвращались домой.
Сначала они шли к школе, а уже оттуда расходились по домам. Дома рассказывали родителям, соседям и просто знакомым, как провели этот день. После этого, пионеры зачастую приводили в отряд новых ребят, которые были воодушевлены интересной пионерской жизнью. Они тоже хотели стать пионерами. Некоторым ребятам, в зависимости от возраста, И.И. Миронов предлагал вступить в комсомол.
Походы на природу были во многом полезные и познавательные. Как говорилось выше, ребята заготавливали лекарственные травы, собирали и засушивали разные растения для гербариев. Ботанических названий трав не знал никто, их называли по-своему. Но любознательности пионеров не было предела, дети жаждали новых знаний, и И.И. Миронов, что знал и читал о растениях, с удовольствием передавал свои знания пионерам.
Во время походов ребята собирали различные камни по берегам речек. Особенно много цветных камней было по Гусишке, и в верховьях Маралихи. Камни приносили в пионерскую комнату, тщательно рассматривали их рисунки и раскладывали на полочку. Камни притягали своим цветом и рисунком, но никто не знал их происхождения и названий, не хватало знаний, школа четырехлетка не имела такой дисциплины, как минералогия.
Много пионеры делали хороших и полезных дел. Например, вместе с комсомольцами помогали заготовить сено одной вдове, муж-красноармеец которой погиб на фронте. Помогали пожилым людям собирать колоски после жатвы на поле, а так же убирать в огородах урожай. И много других полезных дел делали пионеры.
Большой вред посевам приносила огромная популяция сусликов, и в те времена по школам, пионерским отрядам было указание истреблять их. В районе деревенского кладбища и между горами Большая и Малая Сурья их было особенно много. Сусликов уничтожали различными способами. Чаще всего, выливали водой и выкапывали из нор целыми гнездами. Шкурки сдавали заготовителям пушнины, а на вырученные деньги покупали книжки, выписывали газеты, покупали краски.
В непогожие дни пионеры собирались в пионерской комнате. Разучивали песни, изучали азбуку Морзе, читали книжки, делились какими-то воспоминаниями, слушали разные истории. Учитель много рассказывал о жизни революционеров, таких как В.И.Ленин, М.И. Калинин и других. Ребята вместе с учителем мечтали о новой жизни, которую они своим участием в добрых делах помогают строить старшим товарищам.
Так же, Миронов И.И. читал и рассказывал о жизни животных и птиц, их нравах и повадках, о том какую пользу они приносят человеку, и чем вредны. Как нужно беречь и охранять окружающую среду, почему зимой надо подкармливать птиц, а для этого устраивать им кормушки. Каждый пионер должен был сделать сам не менее одного скворечника для скворцов.
Ребята очень любили петь хором, с удовольствием разучивали новые песни. В этом им помогал комсомолец слепой Ваня Заворыкин. Ваня имел хороший слух и голос, замечательно играл на балалайке и гармошке, и часто пел для пионеров разные песни. В пионерскую комнату Ваню приводила младшая сестра-поводырь, или за ним приходили сами пионеры. К сожалению, Ваня рано умер. Примерно в 27-29 годах его не стало.
В воспоминаниях Миронова не указано причины его ранней смерти.
В организации пионерского движения на селе очень хорошо помогал Михеев Федор, впоследствии сменившем Миронова на посту секретаря ячейки комсомола. Неоценимую помощь оказывали Старожук Володя, и первая девушка–комсомолка, имя которой Миронов не мог вспомнить на момент написания воспоминаний, но помнит, что она была из приезжих, ее отец погиб на фронте, а сама она была батрачкой.
К сожалению, не все так гладко было в становлении пионерской организации. Были такие моменты, когда после принятия всем отрядом каких-то ребят в пионеры, они приходили к Миронову с просьбой выписать их из пионеров. Им запрещали родители, или бабушка с дедушкой. На темное, неграмотное сознание таких людей действовала кулацко-поповская пропаганда. Они грозили всяческой карой и Миронову, чтобы не смущал их детей, и не записывал в безбожники. Комсомольцам, вместе с учителем приходилось работать среди населения, объяснять кто такие пионеры, какими добрыми делами они занимаются.
В конце лета 1926 года Миронов был назначен преподавателем в Березовку, через два года перевели в Маралиху, а в 1930 году он снова вернулся в Новошипуново в качестве заведующего школой. Еще через год, весной 1931 года Миронова перевели на Северный Кавказ, где он работал преподавателем естествознания, географии, а так же заведующим и директором школ-новостроек. Работал высоко в горах, на берегу Черного моря, в Карачаево-Черкессии.
К тому времени Новошипуновский пионерский отряд, созданный при его непосредственном участии, уже крепко стоял на ногах и уверенно нес в массы пропаганду строительства нового общества.
3. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. РОЖДЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ
После Седакова с ребятами снова занимался отец Миронова. В 1908 году в Новошипуново приехал учительствовать Тихомиров Михаил Васильевич. Впоследствии, он занимался строительством новой школы.
Но вернемся к комсомольскому прошлому села Новошипунова. Не только с пионерами работал Иван Иванович. Львиную долю своего времени он уделял организации комсомольского движения на селе, и сам принимал активное участие в работе комсомола. Еще в 1920 году, когда Миронов И.И. приехал в Новошипуново из Чемала, его и других молодых ребят пригласили на собрание сельских коммунистов.
Тогда же собрание постановило организовать комсомольскую ячейку. Тихомиров и Шестаков рекомендовали на должность первого секретаря первой комсомольской ячейки Миронова И.И., как самого грамотного. К тому же, Тихомиров напомнил всем о боевом прошлом Ивана Ивановича, рассказал, как он был ранен беляками в горах Алтая, и как после ранения добирался на Мышонке в родную деревню, как его обстреливали беляки с другого берега Катуни, и казаки на подъезде к селу.
Партийцы поддержали своих товарищей, и единогласно избрали Миронова первым секретарем. Сначала их было всего пять человек комсомольцев: Старожук Владимир, Михнев Федор, Никулин Иван Павлович (впоследствии, председатель Змеиногорского горисполкома). Так же И.И. Миронов упоминает Ровенских Григория и Петра. Первой девушкой – комсомолкой на селе стала батрачка по имени Анфиса (в других записках – Софья).
Кроме Никулина все комсомольцы были батраками. Старожуку и Михневу было поручено работать с ними. Дело в том, что многие батраки работали без оформления найма, и были во всем совершенно бесправны и беззащитны. Были случаи, когда хозяева отказывали батракам в заключении договора, могли держать их у себя на работах тайно, могли отказать в работе, или продержать короткое время, лишь бы не заключать договор.
М.В.Тихомиров был первым организатором и культпросветработником на селе. Наверное, не было такого общественного мероприятия, в котором он не принимал бы участия. Михаил Васильевич был центральной фигурой на селе, вел колоссальную организаторскую и просветительскую работу среди населения, при этом всегда оставался скромным, сдержанным, спокойным, не выпячивал себя, старался быть не заметным.
Жена Тихомирова, старшая сестра Миронова, Мария много помогала ему в общественной работе, ездила на совещания и конференции в волость, была членом разных комиссий, а также женделегаткой. Надо заметить, что мало-помалу женщины села тоже втягивались в общественную работу, помогая своим мужьям, были им не только надежным тылом, но и опорой и верными соратницами.
Например, жена бывшего военфельдшера Арсения Филипповича Шипунова, родная сестра Миронова - Ксения, так же была активной общественницей, состояла в ревизионной, или в санитарной комиссии, которая была создана при потребкооперации и на молокозаводе.
Любимым мероприятием прогрессивной сельской молодежи было участие в различных постановках и спектаклях. Поначалу, в школе ставили инсценировки по басням Крылова. В них принимали участие ученики и сестра Миронова учительница Александра Ивановна. Эти инсценировки всем очень понравились, и чуть позже они решили ставить взрослые постановки по пьесам Островского «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», Гоголя «Ревизор», Толстого «Власть тьмы», и многие другие пьесы.
Артистами выступали Феврония Степанищева, что жила в доме Карамышева, который стоял на съезде к мосту, Астахов Иван, Никулин Иван Павлович, комсомолка Анфиса, Михнев Федор, который всегда исполнял смешные роли, Старожук Владимир - украинец, мешал русские слова с украинскими, и у него это получалось очень комично (при этом ругался Володя только на украинском языке), и другие ребята, в том числе и сам И.И. Миронов.
Спектакли были настолько популярны в 1922-1925-е годы, что слава о них разнеслась по всей волости. Посмотреть ту, или иную постановку, съезжались люди из соседних деревень: Козлухи, Маралихи, Крутишки, Камышенки. Новошипуновских артистов приглашали выступать со спектаклями в другие деревни. Однако, по разным причинам, выезжать с концертами в соседние деревни было затруднительно. В основном, спектакли проходили в здании школы, бесплатно. Но иногда брали за просмотр натурой (продуктами сельского хозяйства), затем продавали их, а вырученные деньги отсылали в различные благотворительные организации помощи сиротам и беднякам.
Огромную роль в антирелигиозной пропаганде среди населения играли школьные учителя, партийцы и комсомольцы. Они шли в народ с разъяснениями, несли в люди новые знания, пропагандировали новый образ жизни, отличный от старого, в которой не должно было быть месту ущемления прав женщин и рабскому труду. Их первостепенной задачей было – снять шоры религиозных иллюзий с глаз народа, вытравить из душ богобоязненность и поклонение деревянным неодушевленным фетишам, наделяемым сверхъестественными силами.
И народ просыпался от вековых заблуждений, по-разному реагируя на происходящие изменения в жизни и сознании. Зерно сомнения, посеянное в умы простых крестьян, постепенно прорастало, брожение умов выливалось в какие-то действия.
Жил за мостом в Заречке мужик - Антон Кудрявцев, недалеко от Барсуковых. Сегодня его назвали бы, своего рода, террористом, хотя среди населения деревни не считался буяном. Однако же, в знак протеста засилья религии, несколько раз поджигал поповский дом.
Там же, в Заречке, недалеко от моста жила некая Андрианиха, ну очень богомольная старушка. В противовес новым веяниям - рьяно защищала религию, грозила комсомольцам и партийным активистам, в т.ч. лично Миронову, всякими небесными карами и адом в будущей неземной жизни.
Так же Миронов описывает и еще одну богомолицу по прозвищу Шалагайка (если это не одно и то же лицо с Андрианихой). Она была закоренелой фанаткой веры, и противницей всего нового, происходящего в деревне. По описанию Миронова – она был ярым его врагом по убеждениям, особенно в пору его учительства. Всех восстанавливала против Миронова, и против советской школы: учеников, их родителей, соседей, верующих.
В своих воспоминаниях, Миронов И.И. подробно описывает одно знаменательное событие, которое устроили агонизирующие церковные служащие, и которое всколыхнул умы крестьян и простого люда. По деревне прошел слух, что скоро из Барнаула приедет какой-то благочинный, не то поп, не то архиерей со свитой, по фамилии Введенский. Слух разнесла женщина по кличке Ерошиха.
Она прибежала к матери Миронова, и рассказала, что поп в церкви во время проповеди, объяснял верующим, что оскудела вера в Бога, христиане почти перестали посещать церковные службы, мол, началось брожение и шатание, вера и церковь распались на белую новую, и черную старую. А потому, едет в деревню архиерей устроить собрание верующих, для поучения и укрепления веры. И что приглашаются все желающие, как верующие, так и вероотступники, принять участие в диспуте.
Накануне приезда, состоялось собрание партячейки, которое провел Тихомиров М.В., как руководитель всей антирелигиозной деятельности. На собрании были выработаны и распределены вопросы на религиозную тему, которые должны будут задавать коммунисты и комсомольцы церковникам, а так же ответы на них, и их трактовка.
В воскресный день много народу собралось в доме бывшего купца Зимина, который со всеми хозяйственными пристройками уже принадлежал сельскому совету. Присутствовали представители разных конфессий: баптисты, евангелисты, старообрядцы, православные. Приехали коммунисты из В-Камышенки, Троенки, представители райкома РКПб.
Введенский – здоровенный чернявый детина, с большой пышной бородой и гривой на голове, появился со свитой, состоящей из нескольких попов и монахов. Сначала они прошли в церквушку, где Введенский самолично провел службу. Потом отобедали у Дейчихи, и только после этого вышли к собранию. Всё это время, с самого утра, собравшийся народ терпеливо ждал в ограде церкви, и за ее пределами.
Начал собрание Введенский, долго говорил о вере, что она пошатнулась, что люди разуверились, перестали посещать богослужения, крестить детей и венчаться. Говорил о всяких божественных чудесах, и прочей чепухи. Поначалу народ, молча и терпеливо, внимал, но потом многим надоело слушать. Особенно нетерпение выражали комсомольцы. Послышались крики: «Ты говори о деле, сами все знаем, теперь свобода: хочешь верить – веруй, и ходи в церковь…"
Был в деревне очень въедливый старикан по прозвищу Зола, родственник Ерофея Чебаевского. Недаром прозвали его Золой - попадет зола в глаза – не скоро отделаешься! Не пропускал ни одного собрания, бывал даже на школьных, и всегда задавал много неудобных вопросов. Без обиняков заявил Введенскому:
- Ты болтай у себя в церкви, а тут говори о деле, а то собрали народ - не знай для чего, сами наелись мяска, а у нас брюха ворчат!
После выступления Введенского Тихомиров начал задавать вопросы, и тут же, на ответы церковников, давал свои объяснения, подтверждая их научными доводами, что все материальное – первично, а духовное – вторично, приводил в пример теорию Дарвина о происхождении и эволюции человека без божественного начала. Михаил Васильевич сказал, что русский человек не верит на слово – надо увидеть собственными глазами, и пощупать руками. Он говорил:
- Бога никто не видел, а все эти Библии, Евангелие – это полный бред, и собрание сказок и преданий древности. На земле существует множество религий: христианство, ислам, буддизм и другие, и все утверждают, что их вера - самая правильная, и других вер не признает.
Тихомирова слушали очень внимательно, молча внимая каждому слову. И если кто-то нарушал порядок, комсомольцы быстро утихомиривали его. Много было споров, выступали комсомольцы, и другая молодежь с вопросами к попам. Выступал и Миронов. Попы цитировали Катехизис, Евангелие, что-то пытались ответить, но ответы были туманными и витиеватыми. Большинство народа были недовольны, а богомольные старухи крестились и утирали слезы.
Потом коротко выступали другие учителя. Выступил и Арсений Филиппович Шипунов, военный фельдшер, основывая свое выступление на медицинских познаниях. Некоторые его фразы вызывали веселый смех среди молодежи, и ярое недовольство богобоязненных старух с псалтырями и евангелие в руках, которые злобно шипели на них.
- Верите в Бога, - говорил Арсений, - что он исцеляет вас от всяких болячек, а все бегают ко мне даже с пустяковыми ранами, или кого прохватит понос…
Выступали баптисты, и даже хлыстовцы (религиозная секта), над которыми народ тут же потешался:
– Ходят вокруг бочки с водой и полотенцами хлыщут по воде говоря: хлыщу, хлыщу, бога ищу! Кто-то из комсомольцев задал вопрос попу:
– Почему пекут куличи и красят яйца к Пасхе, а не в другое время?
Поп ответил, что под куличом, подразумевается тело и кровь Христа, как и при причастии. Тогда ему задали встречный вопрос:
- Кто такой Христос, человек, или бандит-кровопийца, если он проповедует пить человеческую кровь и вкушать тело?
Целый день продолжался спор, и в конце-концов сектанты и попы были полностью разбиты научными доводами и доказательствами. Договорились, что на следующий день диспут продолжится, всех желающих пригласили вновь собраться здесь. Введенский ушел, не солоно хлебавши, а участники диспута вышли с собрания мокрыми и уставшими. Народ расходился, сосредоточенно молча, и только молодежь веселилась.
Но на другой день ничего не было. Местный поп объявил, что все разъехались, а Введенский уехал в село другого района, на прощание, сказав про жителей села, что все заблудшие, не веруют в бога, а все мутят коммунисты, комсомольцы и учителя…
Комсомольцы и коммунисты праздновали победу…
Это событие произошло на Троицу…